Статья, запись голоса. Микрофон.
Насколько хорошо студийный микрофон улавливает голос?
Нынешние микрофоны настолько чувствительны, что, как говорят - улавливают даже звук роста волос в Вашем носу :) Сравнение, конечно весьма спорное, хотя очень даже возможно, что в данном заявлении присутствует доля истины. Однако обсуждать то, как микрофоны улавливают осеннее шуршание палой листвы за окном студии или урчание желудка диктора у микрофонной стойки в данной теме мы не будем. Это прерогатива звукорежиссерских находок для креативного отображения жизненной действительности непосредственно в рекламном ролике.
Мы хотели бы остановиться сейчас на промежуточном этапе, когда еще нет никакой основы ролика, кроме текстовой, когда все открыто перед звукорежиссером и в первую очередь перед диктором – микрофон включен, текст прикреплен (взят, зажат и т.д.) и только от конкретных лиц зависит судьба ролика. Быть или не быть шедевру? Конечно, нельзя не отметить, что режиссерский опыт – великая вещь, что от него зависит многое – и то, какого диктора выбрать для того или иного ролика, и то, как руководить процессом записи, как найти подход к диктору, помочь проявить ему свои дарования и таланты. Понятное дело, профессиональный диктор должен по щелчку пальцев, по команде включиться и засиять своими умениями, но, натура ведь - субстанция тонкая, артистическая и от настроения очень многое зависит. Итак, предположим, контакт налажен, диктор во всеоружии, теперь вопрос плавно перетекает из граней эпических в технические. Микрофон, проводник между эмоциями и голосом диктора, сутью и смыслом текста и в конечном итоге «передатчик мыслей на расстоянии» должен передавать такие чувства, как оттенки настроения, эмоции и даже личные качества диктора при записи. От того, насколько надежно и уверенно микрофон улавливает и передаёт их звукооператору, зависит подчас результат целого аудиоролика. Но давайте начнем с очевидных для всех факторов: студийный микрофон способен передать и верно отобразить: пол диктора/актёра/вокалиста, общий возраст, состояние здоровья, возможный региональный диалект, и, разумеется, степень подготовленности, умения исполнителя. Также студийный микрофон достаточно точно может отразить более тонкие психологические состояния - насколько хорошее (или нет) настроение у исполнителя; передать усталость, тревогу, скуку, рассеянность, радость, энергию. Задача звукорежиссёра заставить диктора передать, испытать, выразить именно те чувства, которые необходимы в поставленной задаче.
Иногда это получается лучше, в другие моменты — хуже. Причем с одними людьми может получиться один результат, потрясающий и великолепный, с другими не особенно. Почему? В среде звукорежиссёров, при кастинге голоса диктора на ту или иную роль часто можно слышать выражения — «этот голос недостаточно добрый, этот унылый, этот неподвижный» и так далее.
Заметьте — серьёзные кастинги проходят в чужих студиях на чужом оборудовании, где Ваш голос будет звучать совершенно по иному, чем Вы привыкли себя слышать.
Но еще очень многое зависит от личности диктора, актера, его харизмы, энергетики. Есть некая аура, особенности характера в голосе, которые невозможно подделать или скопировать, а юморист, комик выдаст настолько оригинально, что с этим иногда может справиться только актер-пародист. И ведь в большинстве случаев комики – действительно смешные люди, лучшие спортивные комментаторы действительно влюблены в спорт, правда, здесь может возникнуть ассоциация, что озвучивающие злодеев – злобные люди? Но, на самом деле случается и такое – слышишь голос того или иного диктора и понимаешь, что этот человек Вам будет наверняка антипатичен, хотя точно и определенно Вы не можете объяснить почему. Просто не нравится и все тут. Ни голос, ни интонация, ни то, что в целом представляет собой данная личность только по звуку голоса – вот именно то, что содержится в голосе, качество возможностей передает и считывает микрофон. И потом Вы, слушая результат работы микрофона, понимаете (не отдавая себе в этом отчет), импонирует или нет именно этот конкретный голос.
Насколько же удивительно констатировать этот апофеоз технического совершенства, в результате которого не просто тщательно улавливаются и снимаются микрофоном частотные характеристики голоса диктора, но передается сама суть человеческой личности…