Музыкальный слух и его разновидности
Музыкальный слух с древнейших времен считается божьим даром. Учение определяю данное понятие как способность человека, позволяющая ему воспринимать звуки музыки, определять ноты, точно воспроизводить их при помощи голоса, тонко слышать музыкальные инструменты и воспринимать прочие звуки. Различают относительный и абсолютный музыкальный слух, а также динамический, тембровый, гармонический, мелодический, полифонический, внутренний, предслышание. Абсолютный музыкальный слух – это и есть и тот самый природный дар. Люди, обладающие данной способностью очень точно воспроизводить любые музыкальные фрагменты, ноты, аккорды. Обладатели такого уникального дара, как правило, обладают отличной музыкальной памятью и способностью запоминать звуки, человеческие голоса. Относительный музыкальный слух развивается при помощи занятий музыкой или вокалом. Человек дублирует музыку, относительно которой мысленно выстраивает звукоряд. Мелодический слух – это способность человека воспринимать структуру мелодии, определяя ее звукочастотность и ритмическую организацию. Гармонический слух проявляется у человека в способности подбирать музыку на слух. Внутренний слух выражается в том, что человек способен мысленно представить правильное звучание и интонации, но без воспроизведения голосом. Такая способность человека развивается в процессе занятий сольфеджио. Предслышание – способность представить чистый, правильный звук. Теми или иными категориями музыкального слуха должны обладать представители определенных профессий, так или иначе связанных с музыкой или звуком. К их числу можно отнести музыкантов, композиторов, исполнителей, звукорежиссеров, звукооператоров, аранжировщиков и дикторов. Работа звукооператора заключается в создании общих концептуальных основ звукового оформления с соблюдением всех технических тонкостей. Функционал звукорежиссера гораздо шире, в силу специфика работы ему просто необходим абсолютный музыкальный слух, для того, чтобы чувствовать звучание музыка и акустику. Работа диктора также требует наличия музыкального слуха. Дело в том, что он должен уметь сам себя слышать, техника очень часто искажает человеческий голос. Слух диктора должен улавливать все тонкости своего собственного звучания. Улавливать недостатки интонаций, чтобы умело и безошибочно подчеркивать значимость события, о котором он рассказывает. Слух диктору необходим для того, чтобы слышать свое произношение. Отсутствие музыкального слуха некоторые ученые объясняют анатомическими характеристиками строения головного мозга. Неспособность правильно воспроизводить мелодии и есть отсутствие музыкального слуха. Следует отметить тот факт, что иногда природа одаривает глухих людей абсолютным музыкальным слухом. Сей парадокс природы до конца еще не изучен. На сегодняшний день ряд ученых утверждают о возможности натренировать музыкальный слух. Действительно некоторые разновидности музыкального слуха, например, относительный поддаются развитию посредством систематических занятий вокалом.