Как избавиться от акустических искажений в домашней студии
Акустика – это чрезвычайно широкий и сложный раздел физики. В студии звукозаписи и озвучивания на записях могут случаться акустические искажения, возникающие вследствие несоблюдения основных принципов звука.
Эта статья призвана помочь избавиться от искажений, чтобы сделать студию звукозаписи более совершенной с технической точки зрения. Обратим внимание на практику, не углубляясь в научные знания и длинные формулы.
Основная ошибка при обработке
Многие люди уделяют чересчур много внимания эху, некоторые стремятся к полному его отсутствию. На самом деле это не такая важная мера как кажется. Полное избавление от эха может только навредить.
Натуральный и естественный человеческий голос должен звучать живо. Это понятие включает в себя и некоторое количество «эха», которого так сторонятся начинающие звукозаписывающие студии.
Обработка комнаты звукозаписи
Количество и вид оборудования для обустройства звукозаписывающей студии может меняться. Обработка помещения не так проста, как кажется на первый взгляд. Это не подбор обычного микрофона или наушников, а целый комплекс устройств для записи.
Рассмотрим некоторые возможные примеры обработки и звукоизоляции. Этими настройками пользуется сообщество актеров озвучки.
1. Недорогая установка
Самый бюджетный и несколько смешливый вариант – использовать несколько пуховых одеял. Несмотря на некоторую странность идеи, акустика здесь будет намного лучше, чем в 75% недоделанных, но задуманных как более дорогих помещений.
Тем более такая установка в разы предпочтительнее, чем простая комната без мебели с полами из ламината. Одеяла из пуха обеспечивают хорошее звукопоглощение по сравнению с более дорогими, но не доведенными до ума вариантами.
Однако, стоит учитывать и другие факторы: следует избавиться от гула кухонных и электрических приборов. На записи не должно быть слышно гула компьютера, ноутбука и т.д.
Также такая установка не подойдет для долгой работы, потому что любое движение вызовет шуршание. Еще один недостаток – внешняя несерьезность, которая может отпугнуть потенциального заказчика. Если он обратит внимание не только на качество звука, а еще и попросит показать домашнее пространство для звукозаписи, то он может серьезно удивиться.
2. Продвинутый средне-низкобюджетный вариант
Еще одна студия, являющаяся недорогим примером, на котором можно показать проблемы, которые могут возникнуть и в процессе акустической обработки.
Здесь установлены акустический поролон в основных местах, но он не покрывают всю стену: это и не нужно. Полное покрытие бесполезно, потому что отражения, попадающие на микрофон, проходят через другие объекты в помещении, создавая эффекты диффузии и рассеяния, прежде чем волна звука вернется в микрофон.
Поможет экран SE, который устраняет попадание отраженных акустических волн на заднюю и боковую поверхность микрофона. Часто любители звукозаписи совершают серьезную ошибку, не располагая фильтр отражения сверху и снизу микрофона. Из-за этого возникает риск прямого отражения на оси выше и ниже устройства.
Ошибку можно исправить без перепроектирования, просто поставив дополнительные диффузионные панели.
3. «Среднячок»
Хороший пример домашней студии, в которой можно хорошо записывать и обрабатывать голос, является сочетанием двух предыдущих вариантов с некоторыми дополнениями:
- Использование офисных перегородок с акустической обработкой, накрытых пуховыми одеялами.
- Обшивка комнаты пуховыми одеялами по периметру вокруг микрофона, чтобы поглотить основную часть отражений.
- Использование фильтра SE.
4. Качественная и дорогая установка
Акустическая обработка в данном случае практически ничем не будет отличаться от большинства профессиональных помещений для записи звука с точки зрения ее настройки.
По периметру устанавливается множество диффузионных прокладок, что особенно хорошо, если комната полностью квадратная.
Ноутбук и рабочий стол должны быть отделены от небольшой будки. Ее внутренняя часть покрывается диффузорами, которые полностью избавляют от отражений.
Во второй комнате значительно снижается уровень шума за счет того, что помещения разделены между собой.
Звуковая волна, попадая в разные материалы каждый раз, тратит все больше и больше энергии. В варианте данной установки она попадает в стену своеобразной «будки», летит по воздуху в комнате, а затем упирается в ее стену. Таким образом она проходит несколько столкновений и полностью теряет скорость.
Влияние стоячей волны на басовые ловушки
Басовые ловушки создаются из различных материалов, они бывают пористыми и непористыми. Размещаются по диагонали поперек угла, чтобы оставить зазор. Тогда подействует «правило ¼ длины волны».
Что нужно сделать, если искажения не пропадают
Мы удачные варианты, в которых акустических искажений нет совсем или они практически незаметны. Но если резюмировать все удачные решения, то для избавления от неприятных на записи гостей последуйте этим советам:
- Сделайте «комнату в комнате», отделив их между собой перегородкой.
- Прикрывайте микрофон снизу и сверху, не забывая уделять внимание очевидным осям отражений.
- Не убирайте предметы интерьера из квадратной полностью – можно оставить книги и одежду, ведь они является отличными демпферами.
- Не покрывайте всю площадь диффузионными прокладками. «Деньги – не равно качество». Стоит помнить лишь принципы акустики, необязательно тратить целые состояния.
Автор статьи, координатор проектов, копирайтер, диктор: Чернуха Андрей.
Facebook
Youtube пейлист